Экскурсионно-познавательный маршрут №7 «Шардаринский водохранилище – Байыркумский мост»

tour 7 1

 

Классификация маршрута:автомобильная

 

Наименование основных географических пунктов:
Шардаринский водохранилище – координаты (N 42°13,574;  Е 067°57,229)
Байыркумский мост –  координаты (N 42°13, 226;  Е 068°15,063)

 

Сроки функционирования маршрута: май-сентябрь

 

Возможность прохождения тропы без экскурсовода: только в сопровождении экскурсовода.
Возьмите с собой:

  • непромокаемую обувь;
  • солнцезащитные очки;
  • личную аптечку.
  • вещи для купания

 

Краткое описание сложных участков маршрута:
Во время перехода реки Сырдарий нужно соблюдать правила безопасно необходимо быть среди группы.

Возможные стихийные явления и действия группы при их возникновении:
Надо укрыться во время дождя, грома под боярышниковых деревьях.

 

Особые правила поведения на тропе:

    • запрещается повреждать природные объекты, аншлаги;
    • не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет Вам спасибо;
    • ничего не бросайте и не сливайте в реку. Там тоже есть своя жизнь и дайте ей возможность развиваться в чистой среде;
    • не ломайте деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век;
    • берите на память о природе тех мест, что Вы посетили, только фотографии и Ваши воспоминания. Это самое ценное, что природа можеть Вам подарить;


План прохождения маршрута:

 


Участки маршрута

Протяжен-ность, км

Время движения

Время остановок


смотровой
площадки, пунктов фотографи
рования

от

до

1

Шардаринский водохранилище

Село Узынаулие

36

50 мин

1стоянка 30мин

 

2

Село Қазақстан

Байыркумский мост

64

1 час
20 мин

 

Фотографирова-ния набережья река Сырдарья

 

Всего

 

90

2 часа
10 минут

30 мин

 

 

Схема маршрута, условные обозначения:

 

tour 7 2

 

Краткое описание маршрута. Краткое описание объектов лицезрения на обозревательных площадках и по маршруту.


tour 7 4Маршрут начинается на растоянии 225 км от города Шымкент, рядом с водохранилищем Шардара. Дальше знакомимся с особенностями экосистемы лесов-тугаев. По дороге из растительного мира можно увидеть много тополей сизолистных, джиды, гребенщика, колючек и т.д. Есть еще и возможность увидеть птиц и животных. Весной и осенью реку Сырдарья украшают дикие гуси и утки, чайки, пеликаны, журавли. Незаменимое место обитание  ондатры, тушканчика, корса и для других животных. Можно получить прекрасное впечатление от отблесков рассвета и красных  красок вечернего заката солнца на реке Сырдарья. Почти вся дорога маршрута заасфальтирована. Сначала маршрута от водохранилища Шардара проехав  36 км, мы достигаем аул Узыната аулие или бывший аул Комсомол. Есть возможность получить некоторую информацию об истории региона от аксакалов аула.  
Главной архитектурной достопримечательностью района является мавзолей Узун-ата (Длинный предок). Здание еще в 80-х годах было взято в железный каркас, который его практически не портит, и в то же время не допускает разрушения. Сам мавзолей относится к 19 веку. Из свода памятников узнаем, что в данном мазаре похоронен Ширмухаммед Халим, сын Дурмана, который умер в 1377 году. Об этом сообщает глиняная табличка прикрепленная к центральному порталу мавзолея. Эта табличка смотрится на портале как нечто инородное… После некоторых размышлений приходим к убеждению, что на месте современного мазара был другой более древний, который с годами разрушился. Судя по всему табличка взята с него. Что ж такие варианты на памятниках архитектуры нашей области нередки. На одной из стен мазара видны явные следы разрушения. История их примерно та же, что и тоболинской церкви. В годы Советской власти мазар хотели снести, но бульдозерист, который взялся за эту работу, умер прямо в кабине трактора. Ну как тут не поверить в перст божий?.. Сейчас вокруг Узун-аты сложился целый архитектурный комплекс. Неподалеку от мавзолея расположен колодец, накрытый оригинальным куполом. Вода в нем считается святой, хотя на вкус она изрядно солона. Здесь же построено добротное здание в восточном стиле, это нечто вроде пантеона рода кульчагаш, относящегося к казахскому племени конратов. Мемориальные доски воскрешают память батыров, биев и других известных людей этого рода. Что ж такая память потомков достойна всяческого уважения. Почему же Ширмухамед Халим получил прозвище Узун-ата (длинный предок)? Дело в том, что сагана (надгробие) святого достигает 5 метров в длину. Видимо этот человек был арабским проповедником ислама и в 14 веке стал духовным наставником – пиром кульчагашей.
   Отдохнув здесь и пообедав, продолжаем интересный маршрут. Примерно через 15 км, останавливаемся в ауле Казахстан, бывший Целинная. Во время 15минутного отдыха в этом ауле, наблюдаем моменты жизнедеятельности аула и слушаем местные легенды. После этого немного проехав аул, встречаем древний городок Сюткент  расположенного в 2,5 км от усадьбы Сюткент, на левом берегу реки Сыр-Дарья. Городище представлено полуовальной площадкой 800 на 900 м., высотой около 2 м., окруженной земляным валом высотой около 1 м., с остатками башен и рвом. На городище прослеживается цитадель, так же окруженная валом и рвом, шахристан и 9 рабадов. Сюткент — древний город, находящийся к западу от реки Шаша, датируется 10 веком. В нем была мечеть, где собирались тюрки из племен огузов и карлуков. 
В начале 15 века, как сообщают исторические источники, в городе Сюткент побывало войско Тимура.
tour 7 3 До нашего времени сохранилось село под именем Сеткент. Недалеко нашли два городища, датирующиеся одно —8-12 веками, другое — 8-15 веками. Эти городища соответствуют средневековому Сюткенту.
 Наслышанные историей городище едим дальше, и тут нас встречает легендарное место «Мунлык-Зарлык». Именно здесь расположен полузабытый и может быть от этого еще более прекрасный казахский эпос «Мунлык-Зарлык». Останавливаемся и идем к мазару по единственной здесь, выложенной бетонной плиткой дорожке. Над головой, на фоне бездонного, голубого неба, покачивается от ветра большой железный купол. А внутри этого своеобразного мазара две очень старых могилы и новая мемориальная доска, надпись на которой сообщает, что похороненные здесь люди жили в середине 16 века. То есть в эпоху бесконечных воин казахских ханов со среднеазиатскими шейбанидами в эпоху, когда наш край впервые начал подвергаться опустошительным нападениям джунгар, которых казахи называли калмаками. Внутри ограды удивительный покой и умиротворение . Легенда гласит, что жил в здешних местах могущественный правитель Шаншархан, у которого было шестьдесят жен, и ни одна из них не могла ему родить ребенка. Шестьдесят первой женой стала красавица Ханшаим. Однажды когда хан был в дальнем походе, она родила двойню мальчика и девочку. Однако завистливые жены сообщили хану, что у Ханшаим родились два щенка. Разгневанный правитель приказал отправить «царицу и приплод» на один из островов Сырдарьи. А мальчика и девочку, по наущению ханских жен, выбросила в реку некая злобная колдунья. Однако детей спасли добрые духи, и их выкормила своим молоком самка сайгака. Они поселились в пещере среди живописных холмов Шогирлитау, на правом берегу Сырдарьи. Подросший юноша занимался охотой, а его сестра изучила все свойства целебных и ядовитых трав. Между тем несчастная Ханшаим, уверенная в том, что она действительно родила щенят, вскормила их своей грудью и так и жила на речном острове. Однажды на охоте Шаншархан случайно встречает Зарлыка, они вступают в единоборство, из которого Зарлык выходит победителем. Вернувшись в свою ставку хан начинает горько проклинать судьбу, которая так и не дала ему детей. Узнав о сути происшествия, жены хана догадываются, что дети Ханшаим живы. Они вновь призывают к себе злую колдунью Мыстан-кемпир, щедро одаривают ее и просят окончательно сжить двойняшек со света. Мыстан-кемпир отправляется в Шогирлитау. Колдунья застала Мунлык в пещере одну и рассказала, что ее брат Зарлык с колыбели сосватан с дочерью соседнего правителя Кульмесхана и ему давно пора за невестой. Вернувшийся, с охоты Зарлык, обеспечив сестру необходимыми запасами, немедленно отправился за невестой. Расчет Мыстан-кемпир был в том, что гордый хан казнит дерзкого оборванца… По пути Зарлык встретил Кульмесхана, который занимался охотой. Не зная о том, что это будущий его тесть юноша простодушно рассказал ему свою историю. И здесь хан рассмеялся, чем была очень удивлена вся его свита, поскольку до сих пор смеха правителя некто не слышал. О том, почему он смеется хан пообещал рассказать вельможам в ставке. - Этот юноша сын правителя гораздо более могущественного чем я, а ходит как оборванец,- сказал Кульмес-хан по возвращении в ставку. И вслед за тем отдает свою дочь в жены Зарлыку. После свадьбы Зарлык с молодой женой и караваном из 70 груженых верблюдов отправляется к сестре. Впереди каравана спешит гонец, но сестра ему не отвечает. А когда Зарлык сам приходит к пещере Мунлык начинает горько упрекать его за то, что он заботится о ней, а устраивает только свою личную жизнь. Такие черные мысли навеяла Мунлык Мыстан-кемпир. В конце концов Мунлык требует от брата найти их мать. Зарлык отправляется на поиски. По пути он встречает сайгака, который бежит от молодого охотника в сторону острова где живет Ханшаим. Когда до цели остается совсем немного сайгак превращается в старика и исчезает. А в это время две собаки Ханшаим тянут ее на встречу Зарлыку. Счастливая встреча матери и сына произошла! А дальше встреча с дочерью, и наконец с отцом. Все счастливы. Но эпос этот печален, не зря в казахском языке понятие «мунлык-зарлык» означает печали и бедствия.
Через 11 км достигаем моста Байыркум. Древнее городище Байыркум расположено на территории усадьбы Байыркум на левом берегу реки Сыр-Дарья. Это прямоугольное в плане возвышение размерами 300 на 400 м., и высотой около 1,5 м. городище окружено валом высотой около 3 м. Снаружи городище опоясано рвом глубиной 2 м., и шириной – 20 м. На городище обнаружена цитадель, так же окруженная земляным валом с 8 башнями. На берегу реки Сырдарья, возле моста на площадке отдыха, вспоминая интересные моменты маршрута расслабляемся после долгой дороги. На этой площадке отдыха расположены тапчаны, беседки, скамейки и специальные отведенные места для разжигания костров. Панорама здешней местности оставляет незабываемые впечатления.
Забыв на минутку рутину будничных дней, сливаешься с природой. Сфотографировавшись на память, слушая всплески воды и крики чаек, можно наблюдать за плывущими рыбами. Давайте же отдохнем вместе с красотами Сырдарьи!

 

 

DSCF2391DSCF2396

DSCF2397