Памятники истории и культуры регионального парка Долина Сырдарии

В долине Сырдарии  известно большое количество археологических памятников. В непосредственной близости от определенных по схеме границ располагаются могильники и городища.

 

Средневековое городище Кавган-Ата расположено к юго-западу от города Туркестан на левом берегу реки Сыр-Дарья, около переправы Ушкуюк.
Прямоугольная в плане площадка с размером сторон 90 на 140 м., высотой около 3 м., окруженная земляным валом высотой 0,5 м. На трех углах, за исключением южного сохранились башни округлой формы. Вход в город находился на северной стороне в центре стены. По обе стороны от центральной улицы сохранились бугры – остатки построек. Подъемные материалы позволяют датировать городище 9 – 15 вв.
В 1900 году городище Кавган-Ата было обследовано Н.В. Рудневым, в 1947 году ЮКАЭ под руководством А.Н. Бернштама.


Средневековое городище Бузуктобе  расположено к юго-западу от города Туркестан на левом берегу реки Сыр-Дарья, около переправы Ушкуюк.
Городище представляет собой восьмиугольную, близкую к овалу площадку высотой около 2 м. С севера на юг городище Бузуктобе тянется на 350 м., с запада на восток – 330 м. Городище окружено земляным валом высотой от 1 до 1,5 м. с остатками угловых башен.
В 1947 году городище было обследовано ЮКАЭ под руководством А.Н. Бернштама. Подъемный материал позволяет датировать городище 9 – 15 вв.


Могильник из 149 курганов расположен в урочище Кандытогай, на правом берегу реки Сырдарья, в 17 км к юго-западу от ст. Утрабат. Диаметры курганов от 4 до 15 м., высота 0,2 – 1,5 м. Могильник расположен цепочками, вытянутыми с запада на восток. В 1949 году могильник исследовался ЮКАЭ под руководством Е.И. Агеевой. В курганах были обнаружены осколки средневековой керамики.


Могильник из 42 курганов расположен в урочище Кандытогай, на правом берегу реки Сырдарья, в 18 км к юго-западу от ст. Утрабат. Диаметры курганов от 8 до 16 м., высота от 0,2 до 0,8 м. Курганы расположены двумя группами без прослеживаемой ориентации цепочек.  В 1949 году могильник исследовался ЮКАЭ под руководством Е.И. Агеевой. Было раскопано 2 кургана. В курганах были обнаружены осколки сосудов сделанных на гончарном круге и кости животных.
К северу от впадения в Сырдарью реки Арысь располагается множество археологических памятников относящихся к округу Фараб (Отрар). Само городище Отрар в район исследования не входит, но часть объектов находится  на границе выделенной зоны.


Средневековое городище Жалпактобе расположено на правом берегу реки Сыр-Дарья, в 17 км к северо-западу от ст. Тимур. Это двух ярусный бугор, ориентированный сторонами по странам света, размером у основания с запада на восток в 240 м., с севера на юг - 200 м. На углах обнаружены остатки башен выступающих за линию вала. Высота от 7,5  до  10 м. Между собой башни соединены перемычками шириной 20 м. Городище интересно сохранностью сложных фортификационных сооружений.
В 1948 году городище Жалпактобе было обследовано  ЮКАЭ под руководством А.Н. Бернштама. А.Н. Время функционирования городища было определено 6 – 12 вв.


Средневековое городище Оксус расположено на левом берегу реки Сыр-Дарья в урочище Акжар, на 5 км выше по течению впадения в Сыр-Дарью реки Арысь. Городище представляет собой пятиугольную возвышенную площадку 220 на 150 м. Городище окружено стенами без следов башен. Цитадель сохранилась в виде полуовального двухъярусного бугра вынесенного наружу с северо-восточной стороны. К югу и западу от городища находятся остатки большого рабада.
В 1900 году городище было обследовано Н.В. Рудневым. В 1947 году обследование проводилось ЮКАЭ под руководством А.Н. Бернштама.  На основе собранного экспедицией подъемного материала городище датировано 1 – 16 вв. н.э. Пацкевич Г. И.  отождествляет городище Оксус с городом Весидж - Зернух.


Средневековое городище Чунгурли (Торткольтобе) расположено на правом берегу реки Сырдарьи в урочище Чунгурлитогай. Городище представляет собой возвышенность трапециевидной формы углами ориентированную по странам света, размерами 160 на 120 м., высотой около 4 м. Городище окружено валом высотой 2 м. Вал представляет собой остатки крепостной стены с 17 башнями. Снаружи городище окружено рвом шириной 10м., и глубиной – 1 м. На основе подъемного материала городище датировано 10 – 12 вв. Городище было обследовано ЮКАЭ под руководством А.. Бернштама в 1949 году.


Городище Байркум. Древнее городище расположено на территории усадьбы Байркум на левом берегу реки Сыр-Дарья. Это прямоугольное в плане возвышение размерами 300 на 400 м., и высотой около 1,5 м. городище окружено валом высотой около 3 м. Снаружи городище опоясано рвом глубиной 2 м., и шириной – 20 м. На городище обнаружена цитадель, так же окруженная земляным валом с 8 башнями.
В 1900 году городище Байркум было обследовано О.А. Рудневым, в 1948 – 1949 гг. – ЮКАЭ под руководством А.Н. Бернштама. Собранный подъемный материал позволяет датировать городище 1 в. до н.э. – 8  в.н.э.


Городище Сюткент 1 расположено в 2,5 км от усадьбы Сюткент, на левом берегу реки Сыр-Дарья. Городище представлено полуовальной площадкой 800 на 900 м., высотой около 2 м., окруженной земляным валом высотой около 1 м., с остатками башен и рвом. На городище прослеживается цитадель, так же окруженная валом и рвом, шахристан и 9 рабадов.
В 1900 году городище было обследовано О.А. Рудневым, в 1949 году – А.Н. Бернштамом. В 1949 году было заложено два стратиграфических раскопа. Большое количество керамики позволяет датировать городище 1 – 13 вв.


Могильник раннего железного века расположен на левом берегу реки Сыр-Дарья в 25 км от усадьбы Сюткент, вверх по течению реки Сыр-Дарья. Могильник состоит из нескольких групп курганов по 20 – 25 курганов в каждой и тянется вдоль берега Сырдарьи широкой полосой (около 2 км). Диаметры курганов от 10 до 30 м., высоты от 0,2 до 1,2 м. В 1950 году могильник был обследован ЮКАЭ (Е.И. Агеева и Г.И. Пацевич).


На территории Боралдайского филиала археологические исследования проводились в основном на южном участке в верховьях реки Боралдай.
В западной части Боралдайского участка известно несколько археологических комплексов имеющих большую историческую ценность. В верховьях реки Боралдай (к востоку от слияния рек Кошкар-ата и Боралдай) расположено большое святилище эпохи бронзы с сотнями наскальных изображений (сер 2 тыс. до н.э.). На границе села Теректы обнаружено средневековое городище. На территории комплекса известен и большой курганный могильник древних кочевников (1 тыс. до н.э.). В 1905 г петроглифы Боралдая были обнаружены и обследованы П. А. Комаровым.
Так же, на территории Боралдайского парка находится несколько больших курганных могильников сакского времени, обнаруженных в 1939 - году археологической экспедицией Г.И. Пацевича  и в 1957 году Южно-Казахстанской археологической экспедицией (ЮКАЭ) под руководством А. Г. Максимовой. 
К сожалению, точная фиксация археологических памятников на местности в те годы не производилась. Поэтому, для более точной информации необходимо полевое исследование.
Наибольший интерес для организации туристических экскурсий представляют наскальные рисунки Боралдая. Они расположены на живописной излучине реки, компактно сгруппированы и представляют не только историческую, но и художественную ценность.


Археологические памятники Боралдая.

 

Петроглифы в верховьях реки Боралдай, расположены в урочище Теректы на склонах и вершинах сопок, представляющих собой плосковершинные останцы. Это урочище расположено в 110 км к юго-востоку от города Туркестана, в 6 км от села Теректы, выше устья речки Теректы впадающей в Боралдай. Это вершина водораздела между левыми притоками Боралдая Каратасты-булаком и Кызыл-булаком где расположены две сопки с петроглифами первой и второй группы. Сопки с петроглифами начинаются у подножия горы и спускаются к самому берегу Боралдая.

 

image001

Сопки с петроглифами

 

Петроглифы третей группы находятся на правом берегу реки Боралдай на склоне высокой скалистой сопки (Схема расположения петроглифов в верховьях реки Боралдай).
Рисунки выбивались на скальных выходах и отдельных камнях покрытых темной патиной. Петроглифы первой группы расположены наиболее компактно на скальной гряде протяженностью 200 м., и отдельных камнях.

 

image002

Скальная гряда с петроглифами

 

 Эта группа рисунков ближе всего расположена к большой горе доминирующей над всей местностью. Вероятно, именно эта гряда представляет основной культовый центр. Об этом свидетельствует не только особое расположение петроглифов, но и сами сюжеты, высеченные на скалах. На отдельно расположенном скальном выходе встречаем изображение четырех колес со спицами, рядом выбито еще четыре солярных знака и колесница. В этой группе рисунков всего насчитывается 36 антропоморфных фигур, четыре всадника, преобладают сложные многофигурные композиции.

 

image003

Многофигурная композиция из двух периодов: эпохи бронзы и раннего железного века

 

Вторая группа рисунков рассредоточена по большой сопке, спускающейся к самой реке.

 

image004

Сопка с многочисленными рисунками

 

В этой группе преобладают изображения животных, но так же встречаются антропоморфные фигуры, всадники и сцены охоты. Основная часть плит с петроглифами расположена на гребне, но отдельные рисунки обнаружены на северо-восточном склоне и в самом низу на северной оконечности сопки у реки. Здесь на отдельном скальном выходе высечено изображение лука, несколько фигур козлов и тамги.
Третья группа петроглифов Боралдая выделена достаточно условно, это рисунки, выбитые на отдельных камнях, на склонах большой сопки, расположенной на правом берегу реки. Рисунков здесь обнаружено немного, но встречаются интересные сюжеты, имеющие культовый характер. Прежде всего, это ритуальные поединки.

 

image005
Поединки  или  «противостояние», эпоха бронзы

 

В зоне расположения рисунков на левом берегу Боралдая обнаружены и другие археологические объекты (Схема расположения петроглифов…). Особый интерес представляют жертвенные лунки, выбитые на большом плоском скальном выходе у ручья .

 

image006

Жертвенные лунки на плоском камне

 

 Такие лунки выбивались в связи с ритуалом направленным на «задабривание» духов и защиту скота. Впервые такой ритуал фиксируется в эпоху бронзы, но наибольшее распространение получает в связи с переходом к кочевым формам скотоводства в раннем железном веке. У казахов до сих пор известны народные игры  с использованием подобных лунок выбитых на камнях.
О широком использовании урочища древними кочевниками свидетельствуют и курганные могильники.

 

image007

Курганные могильники

 

На территории села Теректы обнаружено средневековое городище. Интерес представляют и случайные находки краеведов в зоне древних рисунков.


Возможности экскурсионной деятельности.


Живописная природа и интересные археологические памятники создают благоприятные условия для разработки экскурсионного маршрута по святилищу Боралдай. Экскурсию логично начинать со второй группы петроглифов, сразу от берега реки. Показав рисунки тамги и средневекового лука, можно осмотреть наиболее интересные петроглифы, продвигаясь по не крутому склону на юго-восток (Схема расположения петроглифов). Затем, перейдя неглубокий лог, легко осмотреть компактную гряду второй сопки, продвигаясь в обратном направлении. Спустившись можно организовать небольшой отдых в тени дерева и осмотреть оставшиеся изображения.
Святилище Боралдай интересно тем, что здесь преобладают наиболее редкие изображения эпохи бронзы (сер.2 тыс. до н.э.). Обнаружено большое количество магических и солярных знаков, сцен ритуалов, и поединков встречаются изображения колесниц.

 

image008

Изображение колеса и знаки в виде круга с крестом, эпоха бронзы

 

image009

Человек и животные, эпоха бронзы

 

image010

Сцены поединков, эпоха бронзы

 

image011

Колесница, эпоха бронзы

 

Исследователи святилища Боралдай.


Первое сообщение о наскальных изображениях в верховьях реки Боралдай было в 1905 году в Туркестанских ведомостях. В 1904 году эти петроглифы обследовал Петр Иванович Комаров. Он узнал о «письменах на камнях» от местного жителя Молда–Темира. П.И. Комаров обследовал рисунки вместе с господином Ф.С. Шпотиным, который помогал в копировании рисунков и знаков. 
Жители окрестных сел считали, что эти рисунки и письмена оставлены калмыками. Интересно, что Комаров сразу отверг эту версию. В письме, адресованном в Туркестанский кружок любителей археологии, он пишет: «Теперешнее состояние камней произвело на меня такое впечатление, что знаки на них существуют не менее тысячи лет. … Приводимые знаки, по моему мнению, принадлежат не калмыкам, а другому народу, вот какому – в этом весь вопрос». Патину, образующуюся под воздействием Солнца, П.И. Комаров посчитал искусственно сделанной человеком. Он согласился с сообщением местных жителей о том, что камни и скалы смазывались специальным составом, придавшим им черный цвет. В 1904 году Комаров и Шпотин обследовали рисунки основной гряды святилища, расположенной на сопке, между двух ручьев, впадающих в реку Боралдай.
В 80-х годах скопление петроглифов Боралдая обследовали М.К. Кадырбаев и А.Н. Марьяшев. Они выделили сюжеты эпохи бронзы, рассмотрели ряд культовых сюжетов и их семантику. В 1986 году петроглифы Боралдая исследовал А.С. Мирзабаев. Опираясь на опыт предыдущих исследований петроглифов Каратау, он выделил основные хронологические рамки и рассмотрел некоторые вопросы семантики древних рисунков. В 1995 и 1997 годах петроглифы обследовали сотрудники историко-культурного заповедника «Ордабасы», Южно-казахстанского историко-краеведческого музея и археологическая экспедиция Южно Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова. В 2002 году сообщение о петроглифах верховий реки Боралдай было опубликовано А.С. Мирзабаевым и Д.С. Абсеметовой в сборнике «Культурное наследие Южного Казахстана». В сообщении предлагается систематизация сюжетов, рассматривается казахские тамги и их родоплеменная принадлежность.
Наиболее полное обследование и фотофиксацию петроглифов в верховьях реки Боралдай осуществил главный специалист по охране памятников комитета по культуре Южно-Казахстанской  области  А.Н. Грищенко в 1989 – 2005 гг. Им было обнаружено несколько новых скоплений петроглифов на правом берегу реки. В связи с реализацией государственной программы «Культурное наследие» в 2007 году петроглифы Боралдая были обследованы совместной экспедицией Института Археологии АН МОН Республики Казахстан и Южно-Казахстанского государственного Университета им М.О. Ауэзова.  Результатом последних экспедиций стала публикация петроглифов Боралдая в книге, в 2007 году.